B 1851 г. кpeпocтнoй мaльчик oткpыл фaбpику. Чтo oн cдeлaл co cвoими бывшими тoвapищaми: уpoк вceм coвpeмeнным пpeдпpинимaтeлям

Есть такая категория людей, про которых на западе говорят «Self-made man», то есть человек, сделавший себя сам. Не при помощи папиного кошелька или маминой протекции, а именно сам. На удивление, таких людей довольно много.

И зачастую бывает так, что человек, прошедший огонь и воду, создавший крепкий бизнес, крутую фирму, которым восхищаются и о котором пишут в газетах… как бы помягче выразиться, испытание медными трубами не проходит.

Богатство портит людей, от денег и небольшой капли власти срывает «крышу» по самый чердак.

Приведу два примера:

Первый. Довольно долго я работал на предприятии, которым рулил мужик.

Нет, не так. МУЖИК!

Матёрый директор, с кучей изобретений, патентов, работавший с Европой, японцами, на его материалах до сих пор работает адронный коллайдер. Но при этом МУЖИК в жизни, по стилю управления и отношению к сотрудникам был полный…

Любимая фраза:

— Вас никто не держит, за воротами куча людей стоит.

Рабочих называл обезьянами. Все терпели из-за зарплаты, но когда терпения не хватало — уходили. Так предприятие лишилось начальника цеха, который громко хлопнул дверью и открыл своё предприятие. Оно стало выпускать такую же продукцию и МУЖИКу пришлось закрыть один цех. Потом ушёл главный инженер. Главный конструктор перешёл к конкурентам со всеми наработками. На текучку мастеров и простых рабочих не обращали внимания — каждый год штат менялся на треть.

Правда постепенно до директора стало доходить, что с людьми так нельзя. Ибо хорошие специалисты знали про руководство и категорически отказывались там работать. Но было уже поздно. Сегодня директора уже нет, да и предприятие еле дышит.

Знакомая ситуация?

Второй.

В 1830 году в имении светлейшего князя Волконского родился мальчик, сын крепостного крестьянина. Пацан сызмальства любил рисовать. И князь заметил тягу ребёнка к искусству. В 12 лет его отправили в Москву учиться ювелирному делу. В 17 лет он вернулся и сразу же начал работать.

За три… ТРИ ГОДА!!! он смог заработать столько, что князь дал ему вольную грамоту и юноша в 20 лет получил свободу. Шёл 1850 год и отмены крепостного права оставалось 11 лет.

А теперь считайте:

  • в 1850-м он становится свободным
  • в 1851-м открывает мастерскую
  • в 1854-м мастерская становится фабрикой
  • в 1857-м оборот фабрики 2 миллиона рублей
  • в 1865-м он становится официальным поставщиком драгоценностей и сервизов для Императорского дворца.

В 35 лет молодой человек владел состоянием в 3,5 миллиона рублей (1 рубль тогда это как 1513 рублей 75 копеек сейчас). То есть сейчас молодой «мажор» владел бы состоянием в 5,2 миллиарда рублей.

Фото ГАРФ

Как вы думаете что произошло дальше? Кадиллаки, ламборджини, девушки с пониженной социальной ответственностью и поездки в Куршевель на личном вертолёте?

Ведь есть же пословица: нет страшнее надзирателя, чем бывший раб!

Ничего подобного!

До конца своей жизни он одевался строго, можно даже сказать бедно. Не тратил деньги на роскошь и праздную жизнь. Зато бывший крепостной понял одну простую вещь: настоящий капитал любого предприятия — это люди. Создай условия для труда и полноценной жизни и порвут для тебя любого конкурента.

Так и произошло!

Все работники фабрики получали зарплату в 3-5 раз выше, чем у конкурентов. Лучшие же мастера имели оклад в 500-700 рублей в месяц (офицер царской армии получал в месяц около 80 рублей, а простой рабочий на заводе — 25 рублей);

Фото ГАРФ

Но не зарплата была главным козырем:

  • при фабрике работало общежитие для одарённых детей, которые учились 5-6 лет на полном пансионе, их родителям выплачивалась помощь;
  • детей учили рисованию, живописи, лепке, керамике, скульптуре, каллиграфии, чтению чертежей, общеобразовательным наукам и даже… экономике;
  • к полноценному труду допускали учеников только после достижения 18-ти лет (детский труд не существовал);
  • каждый работник проходил несколько раз в год курсы повышения квалификации;
  • с мастерами тесно работали приглашённые скульпторы, художники, академики и даже итальянские дизайнеры: Жуковский, Монигетти, Даль, Чичагин и т.д.;
  • каждый работник мог взять оплачиваемый месячный отпуск для восстановления творческих сил и съездить за счёт предприятия на воды;
  • вместо традиционных подвалов производство размещалось в просторных залах с большим количеством окон, форточек и вентиляцией;
  • были перерывы и бесплатные горячие обеды;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • лучших мастеров отправляли в Италию и Германию на стажировки.

Фото ГАРФ

Всё это привело к тому, уже через 5 лет фабрика стала крупнейшим производителем ювелирки в России. Она «порвала» все международные выставки и ярмарки, об изделиях фабрики писали как о «невозможных».

Даже Карл Фаберже почувствовал конкуренцию и падение спроса на свои украшения, после чего «родил» всем известные яйца. Никто из зарубежных гостей даже подумать не мог, что шедевры создаются руками бывших крепостных, которых было всего лишь 300: 170 мастеров и 130 учеников.

Звали этого юношу Павел Акимович Овчинников. Он умер в 1888 году, на его похороны собрались все работники фабрики до единого, даже пенсионеры.

Можно я без морали и выводов. Мне кажется они излишни.

По материалам — Стеклянная сказка

Оцените статью